Первый учебный вопрос cущность и содержание основных понятий теории и практики безопасности жизнедеятельности

10 вопрос.Какие виды деятельности доступны экологическому волонтёру в Арктике?

А) осуществление мониторинга численности популяции пингвинов

Б) участие в субботниках по очистке территорий и акваторий от отходов, заносимых с течением рек Оби и Енисея, на берегах которых стоят сибирские города

В) помощь сотрудникам заповедников в реинтродукции переднеазиатского леопарда

Г) прикармливание байкальской нерпы и байкальского омуля

Ответ: А

А) громкая музыка может свалить наповал деревья

Б) громкая музыка может приводить к уменьшению гнездовых территорий певчих птиц

В) проигрываемая мелодия может не совпадать с эстетическими вкусами других посетителей

Г) громкая музыка негативно влияет на развитие семян дикорастущих растений

Ответ: Б

12 вопрос.На что направлено создание Красной книги?

А) раскрытие связей организмов со средой

Б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных

В) определение места вида в системе органического мира

Г) ознакомление населения со скудностью мира растений и животных

Ответ: Б

А) изменение цвета воды

Б) сокращение расхода воды

В) очистка воды от химикатов

Г) изменение вкусовых качеств воды

Ответ: Б

А) Селенга

Б) Баргузин

В) Ангара

Г) Снежная

Ответ: В

15 вопрос.Что означает эта маркировка?

А) этим знаком обозначают зону экологической катастрофы

Б) этот знак символизирует борьбу за чистоту окружающей среды

В) этот знак говорит о том, что ведутся работы по очистке территории

Г) этим знаком маркируются вещества, опасные для окружающей среды

Ответ: Б

А) водяной пар

Б) углекислый газ

Ответ: А

17 вопрос.Как называется зона в национальном парке, доступ в которую посетителям запрещен?

А) зона познавательного туризма

Б) заповедная зона

В) зона охраны историко-культурных объектов

Г) рекреационная зона

Ответ: Г

А) контроль качества вод акватории

Б) контроль соблюдения туристами природоохранного режима

В) охрана животного мира

Г) проведение рубок ухода

Ответ: Б, В

А) оксид углерода

Б) метан

В) озон

Г) диоксид углерода

Ответ: А

А) метан

Б) кислород

В) углекислый газ

Г) оксид азота

Д) водяной пар

Ответ: Г

А) вред окружающей среде от пищевых отходов вообще отсутствует

Б) при разложении пищевых отходов выделяется метан, который является парниковым газом

В) большое количество пищевых отходов на свалке провоцирует размножение крыс, которые являются разносчиками различных заболеваний

Г) жидкие продукты разложения пищевых отходов отравляют водные объекты, находящиеся вблизи полигонов 

Ответ: Б, В, Г

22 вопрос.По какой экологической причине автомобили переводят на сжиженный газ?

А) предотвращается детонация горючего в двигателях автомашин

Б) происходит экономия семейного бюджета

В) в несколько раз снижается выброс углекислого газа по сравнению с бензиновыми двигателями

Г) автомобиль становится более прост в управлении и увеличивается его КПД

Д) в несколько раз снижается выброс угарного газа по сравнению с бензиновыми двигателями

Ответ: В

А) запретить сеять зерновые культуры и овощи возле аэродромов

Б) использовать звукозаписи с птичьими сигналами тревоги или с криками хищников

В) не строить полигоны для захоронения отходов вблизи аэродромов

Г) отстреливать пролетающих мимо аэродромов птиц

Ответ: Б, В

А) проветривание помещений

Б) снижение количества личного автотранспорта

В) посадки деревьев

Г) внедрение ресурсосберегающих технологий

Ответ: А

Дерево причин опасностей

Графическое изображение таких зависимостей между реализованными опасностями и причинами принято называть «деревьями причин опасностей» по сходству с ветвящимися деревьями. В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий».

Построение «деревьев» целей, задач, связей факторов является эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т.д.). Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.

Рис. 2. Дерево отказов в системе «человек – машина»

Логические операции при анализе безопасности систем принято обозначать соответствующими знаками (рис. 2): прямоугольник – рассматриваемое событие (основное); круг – исходное событие (первоначальное); ромб –неопределенное или несущественное событие; треугольник «и» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из двух-трех входных событий, появляющихся одновременно; треугольник «или» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из одного или нескольких исходных, возникающих не одновременно.

Головное событие (несчастный случай) образуется из двух основных событий через вентиль «и», а именно: опасного отказа машины, т.е. возникновения опасной зоны на рабочем месте (выброс сливной стружки, отказ блокировочных средств и т.д.); опасной ошибки (отказа) человека, т.е. появления его в опасной зоне вследствие неоправданных действий, неточностей, допущенных самим потерпевшим или другим работником (или одновременно обоими).

Каждое из основных событий (отказов, причин) является следствием одного или нескольких других событий. Построение «дерева отказов» и его анализ завершают, когда устанавливают первоначальное событие – отказ – как исходные причинные факторы несчастного случая или на таком уровне, где дальнейший анализ невозможен по каким-либо причинам.

Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всегда одна — предотвращение нежелательных событий. Имея вероятность и частоту возникновения первичных событий, можно, двигаясь снизу вверх, определить вероятность венчающего события.

При анализе проблем безопасности необходимо установить границы анализа системы. Например, обеспечить безопасность выпускного вечера в образовательном учреждении. Если проблема будет чрезмерно сужена, то появляется возможность получения неполных выводов и мероприятий, некоторые опасные ситуации могут остаться без внимания, например, качество пирожных летом, транспортные опасности, наличие пьяных на воде (названы реальные причины травматизма и гибели выпускников). Если рассматриваемая система и ее проблемы описаны слишком широко, то сложно выделить главное, можно увязнуть в мелочах, упустить слабые элементы.

Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».

При изучении опасностей выделяют три стадии:

Стадия I – предварительный анализ опасности.

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III – анализ последствий.

Пути решения проблем леса

Для сокращения потребности человека в дереве необходимо внедрение новых технологий. Так, замена бумажного документооборота на электронный позволяет уменьшить потребность целлюлозно-бумажной промышленности в древесине

Также важно развивать экологически чистые источники энергии и подводить к домам, в том числе в сельской местности, газовое отопление, чтобы они не отапливались дровами

Самый простой способ увеличить площадь лесов – это просто посадить их. Правительства многих стран развивают программы, связанные с созданием лесных полос, которые должны улучшить экологическую ситуацию, в частности, снизить концентрацию вредных веществ в воздухе и не допустить опустынивания и заболачивания местности.

Для борьбы с браконьерством недостаточно введения одних только штрафов для недобросовестных охотников. Спрос рождает предложение, а потому следует наказывать и потребителей продукции, которая продается браконьерами. Так, можно запретить хранение и использование шуб, сделанных из шкур вымирающих животных (тигров). Параллельно с этим можно развивать производство одежды из искусственного меха. Также следует вести просветительную работу среди населения, ведь часто редких животных используют в народной медицине, ошибочно полагая, что их органы обладают особой целительной силой.

Для предотвращения пожаров необходим мониторинг леса, ведь пожар проще всего потушить на ранней стадии его распространения. Для этого можно использовать как космические спутники, так и службу лесников. Считается, что одной из причин лесных пожаров в Подмосковье в 2010 г. стало расформирование службы лесного хозяйства, в которой работало порядка 70 тыс. лесников. Также в профилактических целях можно затапливать торфяники, которые являются источниками пожаров. Для тушения уже возникших пожаров необходимо использование специальной техники, в том числе и самолетов и вертолетов, сбрасывающих воду в горящие лесные массивы.

Мне нравится2Не нравится

Классы вредных веществ

В результате производственной деятельности в воздушную среду могут поступать различные вредные вещества в виде паров, газов, пыли.Вредное вещество – это вещество, которое при контакте с организмом человека может вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в последующие сроки жизни настоящего и будущего поколений . Попадая в организм человека через дыхательные пути, пищевой тракт они могут вызвать острые и хронические отравления.
Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны классифицируется как опасный и вредный производственный фактор.
Все вредные вещества по характеру воздействия делятся на токсические и нетоксические.
Токсические вещества вызывают различные отклонения в состоянии здоровья работника.
Нетоксические вещества в большинстве своем оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей, глаза и кожу работников.
Условно по физиологическому действию на человека токсические вещества разделены на четыре группы:
— раздражающие , которые действуют на дыхательные пути и слизистуюоболочку глаз;
— удушающие, нарушающие усвоение кислорода тканями;
— соматические яды , которые вызывают нарушение деятельности всего организма или отдельных его систем;
— вещества, оказывающие наркотическое воздействие.
В соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 “Вредные вещества. Классификация и общие требования к безопасности” по степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:
-1 -чрезвычайно опасные (ПДК 10,0 мг/м3).
ПДК – это концентрация , которая при ежедневной работе ( но не более 40 часов в неделю) в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и будущих поколений.
Фактическая концентрация вредного вещества Сф , мг/м3 в воздухе рабочей зоны не должна превышать ПДК , т.е.

Совет
При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия в концентрациях не превышающих ПДК должно соблюдаться условие: сумма отношений фактических концентраций каждого из них (С1, С2, С3 …Сn) в воздухе и их ПДК не должна превышать единицы , т.е
Токсический эффект воздействия вредных веществ зависит от физиологических особенностей человека

К некоторым ядам более чувствителен женский организм , к другим – мужской.
СанПиН №9 -72 H
При тяжелой физической работе активизируются дыхание, кровообращение и потоотделение , что усиливает процесс проникновения ядовитых веществ в организм человека.

Содержание вредных веществ в воздухе , поступающем в производственные помещения не должно превышать 0,3 ПДК установленного для рабочей зоны этих помещений.
Производственные пыли
Многие технологические процессы характеризуются выделением в воздушную среду пыли – взвешенных в воздухе , медленно оседающих твердых частиц разных размеров.
Пыль , способная некоторое время находиться в воздухе во взвешенном состоянии, называется аэрозолью, осевшая – аэрогелью.
Обратите внимание
Эффект воздействия пыли на организм человека зависит от токсичности , физико-химических свойств, дисперсности и концентрации пыли в воздухе рабочей зоны.

1.3. Понятие «безопасность»

Безопасность – состояние:

  1. Отсутствия опасности.
  2. Защищённости (личности, общества, государства и среды жизнедеятельно-сти) от внутренних и внешних угроз и опасностей.

В простейшем восприятии безопасность означает отсутствие опасности или угрозы причинения вреда, несчастья, гибели людей. Это первый аспект безопасности.

С другой стороны, о безопасности можно говорить и при наличии опасности, но только в том случае, когда субъект защищён от воздействия опасных факторов, т.е. опасные факторы не могут повлиять на функционирование субъекта.

Основное содержание курса будет составлять рассмотрение содержания понятия безопасности для отдельного человека, условий и направлений обеспечения такой безопасности.

Безопасность человека — такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.

Таким образом, безопасность – это, в первую очередь, ощущение человека, что ему ничего не угрожает. Вместе с тем это и результат деятельности различных элементов государственной системы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это и совокупность накопленных обществом методик выживания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

В связи с тем, что жизнедеятельность человека является потенциально опасной, в мировой практике в настоящее время отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.

Приемлемый риск – предельная величина риска, при которой защитные мероприятия позволяют поддерживать заданный уровень безопасности.

Таким образом, приемлемый риск представляет собой компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения. Он сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты.

Классификация

Табличка с надписью: “Опасно! Впереди скалы. Держись подальше”.

По происхождению опасности бывают: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные.

По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.

По приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические.

По сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (например, острые предметы). Активными являются опасности, несущие различные виды энергии (физическую, химическую, биологическую, психическую), например, ионизирующая радиация, химически опасные вещества, микробы и вирусы и т.д.

По времени проявления: импульсивные (быстро развивающиеся), например, взрыв, обвал, захват, теракт, и кумулятивные (медленно развивающиеся), например, вибрация, которая при длительном действии может привести к развитию вибрационной болезни.

Лесные пожары

Ежегодно весной в лесах начинаются пожары. Среди их причин можно выделить как естественные факторы (повышение температуры и отсутствие дождей, случайные удары молнии), так и антропогенные. Считается, что более 92% лесных пожаров происходит по вине человек. Пожары не только сокращают площадь лесных массивов, но и ведут к значительному выбросу в атмосферу углекислого газа. Часто люди становятся жертвами огня, особенно если он подбирается к поселениям в сельской местности.

Однако и города страдают от лесных пожаров. Если в их окрестностях горят леса, то возможно образование смога. В результате этого возрастает риск развития заболеваний дыхательной системы человека. Достаточно вспомнить ситуацию в Москве в 2010 г., когда из-за смога, вызванного лесными пожарами в Подмосковье, резко возросла смертность. Если обычно в городе умирало 360-380 человек в день, то во время смога этот показатель вырос до 700 человек в день. Концентрация угарного газа превышала норму в 7 раз.

Браконьерство

Проблемы лесов связаны не только с сокращением их площадей, но и с истреблением некоторых видов животных. Уже вымерли мексиканский медведь гризли, балийский тигр, камерунский черный носорог и многие иные виды. Ещё большее количество животных находятся под угрозой вымирания. Основная угроза для них – это человек, являющийся, пожалуй, самым совершенным хищником на планете.

К каким последствиям может привести браконьерство? Происходит снижение биоразнообразия. Надо понимать, что экосистемы очень сложно устроены, обладают свойством саморегулирования, и каждый вид в них играет определенную роль. Истребление же животных нарушает устойчивость экосистемы и может привести к ее разрушению. Классический пример – отстрел волков, нападающих на домашний скот. Из-за сокращения численности этого хищника резко возрастает численность других животных, например, оленей, которые играют роль «жертв» волков. В результате олени поглощают весь корм в лесу и разрушают кормовую базу для себя и других животных, после чего в лесу начинается голод. В худшем случае начинается сокращение территории леса.

Классификация сред жизни

Среда жизни – совокупность всех факторов, действующих на организм. Как самих факторов среды, так и их комбинаций достаточно много. Однако в разных условиях на организм будут оказывать значимое влияние разные факторы

Если в пустыне наличие воды будет ключевым в жизнедеятельности организмов, то в море это уже не так важно. Для организмов, населяющих озеро и лес, освещенность важна, но для обитателей почвы – нет

По наиболее значимым факторам были выделены четыре среды жизни.

Типы сред жизни:

  • Водная;
  • Наземно-воздушная;
  • Почвенная;
  • Другой организм как среда обитания.

В процессе развития Земли сначала возникла водная среда. Организмы приспосабливались к ней в течение нескольких сотен тысяч лет. Поверхность суши тогда была небольшой и полностью непригодной для жизни из-за интенсивной радиации и отсутствия почвы. После появления озонового слоя (а возник он в результате накопления в атмосфере кислорода) на сушу вышли бактерии. Под их воздействием на поверхности постепенно сформировалась почва. После этого стал возможен выход организмов на сушу – сначала растений, потом животных.

В то время правильно было бы говорить о наземной среде – воздух еще не был заселен живыми существами. Такая потребность возникла, когда количество организмов на поверхности Земли сильно увеличилось, и стал нужен поиск нового жизненного пространства. Первыми в воздух поднялись насекомые, затем – рептилии.

Почему воздух не выделяют как отдельную среду жизни, хотя ее условия сильно отличаются? Дело в том, что все организмы – обитатели поверхности нуждаются в кислороде (то есть без атмосферы их существование невозможно), а все обитатели воздушной среды используют поверхность суши (хотя бы только для откладывания яиц, как это делает стриж). В качестве исключения можно привести аэробактерии, которые обитают в атмосфере недалеко от озонового слоя. Они образуют особые колонии, для которых не нужна поверхность Земли.

Организм не может существовать без своей среды обитания. Есть такие живые существа, для которых характерна только одна среда жизни. Например, исключительно водными являются кораллы, иглокожие и многие рыбы, исключительно наземными – мокрицы и большинство насекомых. Иногда он может обитать сразу в двух средах жизни, и такие организмы называются амфибийными (лягушки, саламандры). В некоторых ситуациях смена среды жизни происходит на разных стадиях жизненного цикла. Личинка стрекозы живет в воде, взрослое насекомое – в наземно-воздушной среде. Паразит – печеночный сосальщик в процессе жизненного цикла обитает внутри организмов-хозяев, в воде и на поверхности травы (то есть в наземно-воздушной среде). У разных стадий жизненного цикла разные источники питания, значит, еды гарантированно хватит на всех и за нее не возникнет конкуренции.

Среды жизни подразделяются на среды обитания. Так, водная среда делится на пресную, морскую и солоноватоводную (эстуарную). В ней можно выделить также поверхность, дно и толщу воды различной глубины. Водоемы бывают стоячие и текучие. Все это – среды обитания. В свою очередь, они подразделяются на биотопы (места обитания биоценозов) и местообитания (места обитания отдельных видов).

Если сравнить среду жизни с многоквартирным домом, то среда обитания – это этаж, биотоп – квартира, местообитание – комната.

Окружающая среда постоянно воздействует на организм, и он вынужден адаптироваться к ней. Поскольку экологические факторы внутри среды обитания одинаковы, то у организмов разных групп возникают схожие адаптации к одинаковым условиям. Это называется конвергентная эволюция. Так, для полета нужны крылья, и они есть и у насекомых, и у птиц. Для того, чтобы быстро передвигаться в толще воды, нужны плавники и обтекаемая форма тела, — именно поэтому дельфин так похож на рыбу. Совокупность адаптаций к одной и той же среде обитания называется жизненной формой.

Вырубка лесов

Древесина сегодня, как и многие тысячи лет назад, остается важным строительным материалом. Более того, она является незаменимым природным ресурсом в целлюлозно-бумажной промышленности. Наконец, даже в развитых странах многие дома отапливаются не газом или с помощью электричества, а за счет сжигания дров. В результате человечество интенсивно вырубает леса, чем наносит им колоссальный ущерб.

Важно помнить, что лес является огромным природным резервуаром, в котором хранится углерод. Если сегодня в атмосфере содержится 800 гигатонн углерода, то деревья, поглощающие углекислый газ в ходе фотосинтеза, удерживают в себе ещё 550 гигатонн углерода

Соответственно, сокращение площади лесных массивов приводит к росту концентрации углекислого газа в атмосфере, и, следовательно, к усилению эффекта глобального потепления.

Леса играют важную роль в защите территорий от их заболачивания. Они буквально высасывают лишнюю влагу из почвы, предотвращая образование болот. Характерен пример Абхазии. В конце XIX века в этом регионе Российской империи была распространена малярия, распространителем которой были комары, любившие заболоченную местность. Для борьбы с болезнью было решено посадить множество эвкалиптов, которые за несколько десятилетий осушили болота Абхазии. Вместе с болотами исчезли и малярийные комары.

Лесные массивы защищают землю и от опустынивания. Правительства многих стран строят лесные полосы на границе пустынь, тем самым сдерживая их рост. Характерный пример – «Зеленая китайская стена» в Китае. Лесные массивы не только сдерживают эрозию почв, но и снижают скорость ветров.

Источники и причины

Источники формирования опасности:

  • сам человек, его деятельность, средства труда;
  • окружающая среда;
  • явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Опасность не возникает ниоткуда, она порождается возникновением, накоплением и действием негативных факторов (разрушающих, отвлекающих, блокирующих, старящих и иных) для данного объекта. Для того чтобы оценить содержание какой-либо опасности или угрозы, необходимо выявить и проанализировать факторы, их вызывающие. Например, для оценки опасности криминализации группы учащихся необходимо выявить неблагоприятные факторы, влияющие на группу: бесконтрольность, безволие, безответственность, незанятость, дурной пример, подстрекательство и пр.

Опасный фактор – это неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Опасный фактор может быть внешний, внутренний, скрытый, явный; он может быть уменьшен, увеличен, предотвращен, устранен, блокирован и т.д. Накопление внешних и внутренних опасных факторов повышает степень опасности и формирует развитие опасной и даже чрезвычайной ситуации. Опасные факторы есть везде и всегда, но не все из них реально действуют (ружье на стене, змея в лесу).

Воздействие опасного фактора на какой-либо объект может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

В социальном плане опасный фактор – это такое неблагоприятное явление в человеческих отношениях, воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Уровень опасности или угрозы зависит от количества и силы действия опасных факторов, имеющихся в данный момент времени для данного объекта. Чем их больше, тем скорее опасность перерастает в угрозу и опасную ситуацию. Уровень опасности или безопасности может служить «индикатором» признаков устойчивого развития социальной системы, а процессу обеспечения безопасности — роль одного из механизмов управления социальной системой, нацеленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при соблюдении требований безопасности человека и окружающей его среды.

Опасная ситуация – совокупность уже действующих неблагоприятных факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития данной системы, любая неблагоприятная обстановка, в которой уже реально действуют опасные факторы. Накопление опасных факторов предваряет зарождение любой опасной ситуации, и предшествуют возникновению всех видов происшествий, аварий, катастроф и ЧС. При правильном поведении и принятии необходимых защитных мер опасная ситуация может благополучно разрешиться без последствий, и не перерасти в происшествие, аварию, катастрофу, экстремальную или чрезвычайную ситуацию.

Процесс появления, накопления и воздействия опасных факторов, их развития в опасные ситуации имеет определенные этапы (стадии).

Накопление опасных факторов и их перерастание в опасные ситуации и далее в ЧС можно условно представить следующим образом:

ОФ + ОФ → Опасность → Опасная ситуация → Экстремальная ситуация → ЧС

Воздействие какой-либо опасности на человека, машину или иной объект можно рассматривать в статике и в динамике.

В статике рассматривают и анализируют:

  • объект, подвергающийся опасному воздействию, и его элементы;
  • источники и факторы опасности;
  • цели, векторы, причины воздействия на объект;
  • средства, которыми источник опасности может воздействовать на объект;
  • элементы системы безопасности объекта;
  • результаты и последствия этого воздействия.

Рис. 1. Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

В динамике изучают:

  • механизм воздействия источника и факторов опасности на объект;
  • стадии (этапы) развития опасной ситуации до ее завершения;
  • взаимодействие элементов систем безопасности объекта при обеспечении безопасности;
  • поведение объекта на разных стадиях опасной ситуации.

На рис. 1 представлены взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector