sozdanie-bezopasnogo-lifta

Создание “безопасного лифта”

(No Ratings Yet)
Tweet      

Одним из уникальных изобретений, которым большинство из нас пользуется каждый день, является лифт. Это подъемное устройство настолько вошло в быт, что мало кто задумывается о том, насколько велико его значение. У лифта, подъемного крана, лебедки и прочих подъемных механизмов один общий предок – рычаг, известный людям с древнейших времен. Рычаг в виде колодезного журавля использовался еще древними египтянами. В письменных памятниках Древнего Египта, датированных 2600 г. до н. э., найдено упоминание о подъемной платформе, которая использовалась для подъема грузов массой около 90 кг. В Европе и на Востоке при разработке месторождений полезных ископаемых в карьерах и шахтах часто использовали подъемники для подъема людей и грузов, приводимых в движение людьми или животными.

В 1800 г. впервые в качестве привода для лифта была применена паровая машина. Это произошло на одной из шахт по добыче каменного угля в Америке. Владелец шахты сделал вывод, что использование паровой машины повысит скорость подъема угля и людей и, тем самым, увеличит эффективность производства. С этого момента началась эра коммерческой эксплуатации лифтов. Пользоваться ими стало экономически выгодно. Уже в 1835 г. паровые грузовые лифты повсеместно начали применяться на промышленных предприятиях Англии.

Одним из недостатков паровых лифтов была постоянная необходимость поддерживать паровую машину в работе. Проблема была отчасти решена в 1845 г., когда американец Вильям Томсон разработал первый гидравлический лифт. Его конструкция также не была лишена недостатков, поскольку требовала наличия источника давления в жидкости. Это было время совместного существования паровых и гидравлических лифтов.

Первый безопасный лифт

Чертеж Отиса “младенца” безопасного лифта

В этот период и паровые, и гидравлические лифты были очень опасными, и в 1852 г. американский инженер Элайша Грейвс Отис создал изобретение, сделавшее лифт самым безопасным видом транспорта. В 1852 г. его попросили сконструировать подъемник для доставки досок на второй этаж. Во время работы над этим Отис и сделал свое ключевое изобретение. До него трос к кабине крепился непосредственно к кнопке на этаже, а Отис решил закрепить его посредством упругой стальной пластины-рессоры, а по бокам подъемника установить зубчатые рельсы. Под весом даже пустой платформы пружина выгибалась и свободно проходила между рельсами. В случае же обрыва каната пружина, распрямившись, своими концами застревала в зубцах рельсов, предотвращая падение.

Отис назвал свой подъемник «безопасным лифтом» и основал фирму Otis Elevator, которая начала успешное производство таких лифтов.

Через три года, в 1857 г., фирма Otis Elevator установила первый свой пассажирский лифт в пятиэтажном магазине на Бродвее. Лифт брал до пяти человек и вез их со скоростью 20 см/с.
Во второй половине XIX в. в США началась эра строительства небоскребов. В первых небоскребах чаще применяли гидравлические лифты без каната: поршень, ходящий в длинном цилиндре, под напором воды выталкивал кабину вверх.

Сименс и его люди демонстрирует первый электрический лифт

Сименс и его люди демонстрирует первый электрический лифт

Конкурирование гидравлических и паровых лифтов могло бы продолжаться долго, но в 1880 г. компания немецкого инженера Вернера фон Сименса построила в г. Мангейм первый в мире электрический лифт. Он поднимался на высоту 22 м за 11 с. Первый электрический лифт фирмы Otis Elevator был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскребов в 1889 г.

Американец А. Майлс изобрел и получил патент № 371207 USA от 11 октября 1887 г. на электрический лифт, в котором была предусмотрена система блокировки дверей лифтовой шахты при отсутствии кабины на этаже. В 1924 г. фирмой Otis Elevator разработана система вызова лифта нажатием кнопки на этаже, а в 1926 г. инженером Хаугтоном изобретены автоматические двери, что позволило полностью автоматизировать лифты и значительно упростить их обслуживание.

Таким образом, можно считать, что с конца XIX в. сформировались обязательные устройства конструкции лифтов, которые обеспечивают их безопасность:
• устройство предупреждения падения лифта;
• устройство блокировки дверей;
• устройства ограничителей превышения скорости;
• амортизаторы накопления энергии.

Требования к этим устройствам безопасности для лифтов являются обязательными на сегодня и присутствуют во всех Технических регламентах.

Otis Elevator  - компания-создатель первых безопасных лифтов

Otis Elevator – компания-создатель первых безопасных лифтов